close-btn

Криптоплатформы. Настоящая революция

AO-23-2579В мире криптовалют происходит качественный скачок,— полагает Александр Ольшанский, один из вдохновителей и создателей iForum (в этом году проходит 16 апреля). Собственно редакция PaySpace Magazine (PSM) и обсуждала с ним приближающуюся конференцию, когда был сформулирован этот тезис. Но поскольку развитие криптовалютных технологий напрямую не связано с форумом, то эта часть нашей беседы стала отдельной заметкой.

PSM. Пожалуй, прежде, чем говорить о новых этапах, неплохо было бы разобраться с тем, что происходит с уже знакомым нашим читателям Bitcoin. Что, на ваш взгляд, спровоцировало в начале года обвал капитализации этой криптовалюты? Вердикт: «Худшая инвестиция года», который вынесла для нее по итогам прошлого года бизнес-пресса?

А.О. Нет, причина не в этом. Когда ты встречаешься с людьми, которые занимаются Bitcoin (именно Bitcoin, а не стартапами на базе blockchain или Bitcoin) и спрашиваешь: «Какая твоя цель?», — то они говорят: «Ну… Денег заработать». До тех пор, пока они все говорят: «Заработать денег»,— а не «Заработать Bitocin~ов»,— Bitcoin будет оставаться в таком сложном непонятном статусе полупирамиды. Понимаете? Над ним все время будет висеть угроза этих периодических обвалов, крахов и т.д. И каждое из таких событий, в общем, может стать последним. Проблема находится в головах. Даже люди, которые им занимаются, не считают его деньгами. Они считают его средством зарабатывания денег. Это фундаментальная разница. Вот золотостаратели мечтают намыть золота. Когда была «золотая лихорадка», они мечтали о золоте, они не мечтали о бумажных долларах. А люди, занимающиеся Bitcoin, мечтают о бумажных долларах. Это совершенно фундаментальная вещь, так просто она не преодолевается. А причиной этого, в числе прочего, является невозможность для Bitcoin прорвать «блокаду» ограниченной популяции гиков.

PSM. Но объективная статистика показывает рост использования кошельков… А некоторые фрилансеры уже получают в Bitcoin зарплату.

А.О. Да. И меняют эту зарплату на бумажный доллар. Можно получать зарплату сахаром. Вот у нас был период, когда на сахарных заводах платили зарплату сахаром. От этого же сахар не стал деньгами. Люди, которые производили сахар, при помощи сахара зарабатывали деньги. А вот люди, которые мыли золото — зарабатывали «золото». Это фундаментальная разница. Она в головах эта разница. Она настолько глубокая… Это только кажется игрой слов.

PSM. Правильно ли оценивать восприятие Bitcoin по тому, что о нем думают те, кто на нем зарабатывает? Ведь основной оборот определяют не майнеры, не майнеры определяют модель использования этой инновации?

А.О. А при чем здесь оборот? У денег есть много разных функций. В том числе функция обращения. Функция обращения является совсем-совсем на самом деле незначительной. Потому что многие современные средства могут функцию обращения сильно автоматизировать и т.д. В конце концов, в Америке до сих пор есть чековое обращение, и это совсем не экзотика. Там, когда человек хочет другому человеку заплатить, он ему по почте посылает чек. Это самый простой способ. Он не использует ни электронные деньги, ни онлайн банкинг. До сих пор это самый массовый способ b2b платежа. Если я сижу в Техасе и мне нужно заплатить человеку в Лос-Анжелесе, то я ему пошлю по почте чек. Я не буду идти в банк, выяснять его банковские реквизиты, осуществлять какой-то «Wire Transfer», и так далее, и так далее. Не буду заводить электронный кошелек. Я просто выпишу чек, вложу его в конверт и пошлю его по почте. Но от этого же чеки деньгами не становятся! Как говорил незабвенный Траут [Jack Trout, один из авторов маркетинговых концепций «позиционирования» и «маркетинговой войны», PSM]: «Ваши преимущества находятся не на полках в магазинах, а в головах потребителей». В головах потребителей Bitcoin деньгами не является. Это просто факт. Не хороший и не плохой — лишь факт. Он не является деньгами даже в головах людей, которые этим профессионально занимаются. Его нужно признать и дальше что-то с ним делать.

google news