close-btn

Нацбанк раскритиковал парламентскую стратегию развития банковской системы

nbu240316

Парламентский комитет по вопросам банков и финансовой деятельности представил свою «Стратегию развития банковской системы Украины на 2016-2020 гг», однако проект не нашел поддержки в лице Национального банка.

Олег Чурий, замглавы НБУ, выделил пять тезисов из Стратегии, с которыми Нацбанк категорически не согласен, и объяснил почему:

1. Проведение денежной эмиссии для стимулирования кредитования.

Расширенная эмиссия гривни для стимулирования кредитования уместна в условиях дефляции, как это происходит сегодня во многих развитых странах. В то же время это противоречит целям снижения и стабилизации инфляции, которые сегодня актуальны для Украины и которым НБУ руководствуется в своей деятельности.

В частности, расширенная эмиссия сделает невозможным замедление инфляции до 12% в 2016 году, 8% в 2017 году, 6% в 2018 году и 5% в 2019 году, как это предусмотрено Стратегией монетарной политики НБУ на 2016 — 2020 года. В то же время это сделает невозможным выполнение обязательства Украины перед Международным валютным фондом по макроэкономической стабилизации, в том числе за счет достижения и удержания ценовой стабильности.

2. Создание Экспортно-кредитного агентства на базе «Укрэксимбанка», вместо частичной приватизации госбанка.

Низкий рейтинг Украины фактически обесценивает государственные гарантии по кредитам для частного сектора. Потому, госгарантия в текущих условиях не сможет стать преимуществом для частного заемщика. Потому на ближайшие несколько лет Нацбанк не поддерживает эту идею.

3. Введение моратория на административное повышение цен и тарифов на услуги ЖКХ, которое является мощным инфляционным фактором.

Запланированное повышение административных цен и тарифов не мешает замедлению инфляции. Снижение инфляции до 12% в 2016 году и 8% в следующем году учитывает запланированное приведение цен на газ и тарифов на услуги ЖКХ к рыночным уровням. В то же время отказ от повышения административных цен и тарифов грозит возвращением к дефицитному балансу НАК «Нафтогаза», который финансировался за счет выкупа Нацбанком ОВГЗ и проводимой для этого эмиссии.

4. Ограничение полномочий НБУ об отнесении банка к неплатежеспособным исключительно случаями финансовой неплатежеспособности (неспособностью выполнять финансовые обязательства в установленный срок); введение моратория на вывод с рынка банков, выполняющих нормативы достаточности капитала, ликвидности и другие нормативы НБУ.

Это ограничит вывод банков по рисковую деятельность (например, отмывание денег) и за непрозрачность структуры собственности. Это сделает невозможной работу Национального банка со «схемными» операциями и усложнит работу по обеспечению прозрачности банковской системы.

Практика показывает, что банки-«обнальщики» выполняют экономические нормативы НБУ, поскольку обычной деятельности почти не ведут. В некоторых европейских странах, например, в Латвии, действительно банки выводятся с рынка только в случаях финансовой неплатежеспособности. Но их регулятор имеет право налагать значительные штрафы (сотни миллионов евро), требовать смены правления и тому подобное.

5. Установить размер минимального уставного капитала универсального банка на уровне 150 млн грн и 500 млн грн для специализированных банков, которые планируют осуществлять ипотечное кредитование.

Капитал необходим банку для абсорбирования рисков. Установленный законодательством минимум (500 млн грн с поэтапным достижением в 2024 году) лучше соответствует имеющимся сегодня рискам в банковской системе. Кроме того, не стоит вводить размер уставного капитала в зависимости от вида деятельности. Во-первых, не стоит ограничивать кредитование с повышенным уровнем рискованности только ипотечным кредитованием. Ипотечное кредитование — не самый рискованный от деятельности. Есть еще до-ипотечное (на этапе строительства), автокредитование, корпоративное, розничное и тому подобное. Во-вторых, практически все банки в той или иной степени имеют ипотечный портфель.

Источник: Delo.ua

google news
Новости по теме